Рассказываем всё об итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе 03.02.2023

Об этом рассказывает учитель русского языка и литературы школы Юлия Александровна Фёдорова: «Дорогие друзья! Многие уже знают, что итоговое собеседование — устная часть государственного экзамена по русскому языку, который сдают ученики 9-го класса. Сегодня я расскажу про нюансы».

Сегодня темой беседы с Федоровой Юлией Александровной, учителем русского языка и литературы нашей школы стало итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе, которое пройдет 8 февраля.

«Вот уже несколько лет подряд девятые классы сдают устный экзамен по русскому языку. Не стоит бояться слова ЭКЗАМЕН в данном случае. Это больше похоже на зачёт: оценок дети за эту форму работы не получат».

Чтобы получить зачет ученику нужно преодолеть отметку в 10 баллов из 20

КАК ПРОХОДИТ ЭКЗАМЕН?

8 февраля ребята приходят в школу и ждут своей очереди в отдельной аудитории с одноклассниками.

В школе уже подготовлены аудитории, в которых один организатор будет беседовать с ребенком по инструкции, по прописанному плану. Все организаторы имеют опыт и настроены благожелательно.

Ребёнка провожают в аудиторию проведения, в которой видеозапись, как на всех экзаменах.

Ученик заходит в аудиторию, показывает паспорт.

В этот момент взрослый здоровается, успокаивает вошедшего (часто дети очень волнуются и требуется время на то, чтобы помочь ребёнку настроиться). Это первый экзамен в жизни девятиклассника, но он абсолютно не страшный.

«Не дергайте ребенка перед собеседованием, не надо постоянно ему говорить, что он не готов и ничего не знает. Мы, родители, сами порой внушаем ребенку неуверенность. Дети выходят из аудитории после экзамена с улыбкой и словами, что не ожидали, что будет так легко».

СОБЕСЕДОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЗАДАНИЙ

Первое задание

Чтение текста (НЕ на скорость!). На подготовку к этому этапу даётся 2 минуты. Читать нужно спокойно, не торопясь. Как правило ребята справляются легко. Однако нужно знать, что впереди ребёнка ждёт пересказ этого текста.

На подготовку к пересказу даётся ещё 2 минуты. Учителя настоятельно рекомендуют использовать время для подготовки к чтению одновременно и для подготовки к пересказу.

Получается, что у ребёнка в сумме будет 4 минуты для подготовки пересказа небольшого текста.

Что значит подготовка к пересказу? Пересказ — это конспект каждого абзаца прочитанного текста.

Второе задание

Пересказ. Во время пересказа лист с записями находится у ребёнка перед глазами. Он может пользоваться своими набросками. Только стоит помнить, что на переписывание всего текста времени нет. Нужно сделать опорный план, выписав самое важное.

Пересказывая текст, ученик должен поместить цитату, которую пропишут в задании, в подходящее по смыслу место в тексте.

«Поясню: исходный текст содержит 5 небольших абзацев. Чаще всего текст о великом человеке. Про него какой-то другой великий сказал добрые слова (эта цитата дана вне текста). Девятиклассник, имея эту цитату перед глазами, должен в определённый момент прервать свой пересказ и сказать, например: В. И. Иванов о нашем герое говорил следующее: «Он был самым лучшим…». зачитав дословно цитату. Учить наизусть её не надо только поместить в нужную часть текста, указав автора слов о герое».

Третье задание

Третье задание уже не связано с текстом. Ребёнку предлагают три формы работы на выбор:

  1. Описание Фотографии.
  1. Рассказ о событии (событие указано в задании, например, лучший праздник в жизни).
  1. Рассуждение о каком-то понятии (вредные привычки, доброта, дружба тема будет дана в задании).

Ко всем вариантам даны планы. Ученик будет говорить, опираясь на план перед глазами. Объем примерно 12 фраз.

Четвертое задание

Ответы на вопросы. Организатор задаст 3 вопроса по той теме, которую выбрал ребёнок. Это выглядит как спонтанная беседа, не требующая научных знаний. Это житейская беседа. Часто девятиклассники даже не понимают, что это часть экзамена.

Вопрос может быть, например, такой, если до этого ученик решил рассказать о празднике: «А что, по вашему мнению, лучше: дарить подарки или получать?»

Помимо баллов за ответы по всем 4 заданиям, дети получают баллы за грамотную речь. Нужно избегать Слов-паразитов, оборотов типа «то што»

Стоит отвечать развёрнутыми фразами, избегая односложных ответов.

«Дорогие ребята! Не переживайте, я верю, что у Вас все получится!»